«Семья у книжной полки»
06.12.2015
Наша страна всегда славилась традициями семейных чтений и в недавнем прошлом считалась одной из самых читающих стран в мире. Именно сейчас очень важно, используя опыт прошлого и поднимая его на новую ступень, объединенными усилиями семьи и библиотеки сформировать культ книги среди детей, культ семейного чтения, положительного имиджа библиотек. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. С этой целью был разработан проект «Семья у книжной полки». В ходе его реализации использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатывались разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.
Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Наш детский сад находится рядом с библиотекой детского и семейного чтения, поэтому уже стало традицией знакомить воспитанников с творчеством русских и современных поэтов и писателей или закреплять знания по их творчеству совместно с работниками библиотеки. В группе мы знакомим детей с биографией литераторов, с их произведениями, смотрим сказки, мультфильмы по их произведениям, рассматриваем иллюстрации к ним, а в библиотеке - закрепляем знания в викторинах, КВН. Но самым большим достижением стало то, что большая часть воспитанников после этих посещений являются абонентами библиотеки и стали лучше читать самостоятельно книги.
В воскресные дни ребята приходят в библиотеку вместе с родителями, возрождая тем самым традиции семейного чтения.
Мы, вместе с детьми, создавали собственные книги, в которые помещали детские стихи, рисунки, сказки и истории, сочиненные взрослыми и детьми, а также понравившиеся литературные произведения. Библиотека детского и семейного чтения предложила новую форму работы с детьми и родителями: ведение ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА по темам произведений отечественных, зарубежных авторов, по произведениям писателей народов Севера.
Продуктами проектной деятельности стали: показ сказки «Айога», сказки «Теремок на Ямальский лад» и сюжетно – ролевая игра «Мы на Севере живем».
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: повысился интерес детей и родителей к художественной литературе; возродились традиции домашнего чтения; был обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе; повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.